Перейти к основному содержанию

Тукаева Р.А. Супервизия в психотерапии

СУПЕРВИЗИЯ В ПСИХОТЕРАПИИ

Тукаева Р.А. 

Магистр 1-го года обучения, Факультет философии и социологии, Башкирский государственный университет, г.Уфа

Супервизия является профилактикой профессионального выгорания терапевта и направлена на обнаружение, как его ресурсов, так и ограничений, на возможность раскрытия стилистических (феноменологических) особенностей данного терапевта, для большей его эффективности и вариативности в выработке тактики и стратегии дальнейшей работы с клиентами. Супервизия – одно из наиболее необходимых условий в работе специалистов в области психотерапии, психолога – практика. Супервизия и психотерапия – это одна единая система, они связаны между собой. Но они имеют различные цели и задачи.

Целью супервизии является подготовка студента, начинающего психолога к самостоятельной практической работе; осознавание процессов, проходящих в практике терапии; повышение уровня ответственности; определение своих трудностей в работе с клиентами и др.

В России данный метод начал интенсивно развиваться сравнительно недавно[i]. Часто можно слышать от коллег о ложных убеждениях – «Зачем мне супервизия, я психолог со стажем…». Подобные высказывания свидетельствуют о том, что, возможно, данный специалист не стремится развиваться в профессиональной деятельности. Однако участие в интервизионных группах привело к пониманию того, что данная работа дает прекрасные результаты. Во взаимодействии с коллегами, имеющими больше практического опыта, легче объективно оценить свои навыки, усиливается мотивация к обучению, специалист получает эмоциональную поддержку.

Супервизия (от supervidere – обозревать сверху) – это один из методов теоретического и практического повышения квалификации специалистов в области психотерапии, клинической психологии и др. в форме их профессионального консультирования и анализа целесообразности и качества используемых практических подходов и методов психотерапии[ii].

В данной статье хочется обратить внимание на требования к супервизору. Процесс супервизии должен быть этичным и полезным. Супервизор обязан соблюдать Этический Кодекс Супервизора, который составлен на основе Этического Кодекса Европейской ассоциации психотерапии (ЕАП), аналогичного ему Этического Кодекса ОППЛ, Кодекса этики и Практики Супервизоров Британской ассоциации консультирования, Положения о супервизии ОППЛ.

Тема ответственности, беспристрастности и уважения важны для супервизора. Также он должен ясно обозначить принцип конфиденциальности: супервизор, как и все участники группы, разделяет ответственность за неразглашение содержания рассматриваемого случая по завершении работы группы.

Даниэль Джейкобс, Пауль Дэвид Дональд Джордж Мейер в главе №4 рассматривают творческое мышление в специфической совместной работе.

Супервизор, выслушивая сообщения от специалиста, создает некий образ клиента (портрет пациента). Образ клиента супервизор создает, пропуская информацию через «фильтр» рассказа специалиста, затем через свой «фильтр» восприятия супервизора. В таком процессе регистрируется и воссоздается терапевтическая «реальность». Какая «реальность» рассматривается во время супервизии: реальность пациента, терапевта или супервизора? Безусловно, пациент рассказал бы о себе иначе, чем терапевт, если бы ему довелось присутствовать на супервизорской консультации. Супервизору важно замечать, о какой реальности идет речь. Таким образом, супервизия оказывается творческой деятельностью, которая во многом зависит от воображения. Степень новизны, гибкости и эффективности этого вида деятельности влияет на учащегося[iii].

Выделим отличительные особенности, характерные для супервизора. Супервизор не должен включаться в клиент-терапевтические отношения, он не включен эмоционально, его взаимодействие с супервизируемым специалистом строится на коллегиальной основе, с четким обозначением границ профессиональной жизни терапевта, по запросу супервизируемого на профессиональном языке. Можем выделить отличительные особенности, характерные для супервизора, такие как оригинальность, тактичность, честность, внимательность, эмпатичность,  наблюдательность, креативность, открытость, интерес к фундаментальным вопросам, профессионализм, а также способность действовать в неопределенных и сложных обстоятельствах в сочетании со стремлением прояснить неопределенность.

Супервизия = необходимый инструмент в психотерапии, поскольку для специалиста важно избегание эмоционального выгорания, а также защита клиента от предоставления ему некачественных психотерапевтических услуг.

Литература

1.      Психотерапевтическая энциклопедия/ Под ред.: Б.Д. Карвасарского. СПб.: Питер. 2000. – 1024 с.

2.      С. А. Кулаков. Супервизия в психотерапии. Учебное пособие для супервизоров и психотерапевтов» – СПб., 2004. http://azps.ru/hrest/40/7982888.html

3.      Джейкобс, Мейер СУПЕРВИЗОРСТВО. СПб., 1997. http://www.all-psy.com/stati/detail/1774/1/. Супервизия глазами начинающего супервизора.