ПОДГОТОВКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СУПЕРВИЗОРОВ
Жуков А.С.
Сертифицированный супервизор ОППЛ, психотерапевт единого реестра профессиональных психотерапевтов Европы (ЕАП), обучающий терапевт по методу символдрама, доцент МОКПО,
г. Новосибирск
Супервизия – это один из методов теоретического и практического повышения квалификации специалистов в области психологического консультирования, психотерапии, а также анализ целесообразности и качества используемых практических подходов и методов психотерапии. Теории рассматриваются на лекциях, описываются в учебнике, приёмы демонстрируются на практических занятиях, но психологическое консультирование, психотерапия, в процессы которых вовлечены два или несколько человек, их отношения, не может быть изучено посредством традиционного способа преподавания. Необходима практическая деятельность под контролем супервизора, где цель супервизии – превратить специалиста в опытного психолога, психотерапевта, а не в опытного клиента.
Супервизия – это особое вмешательство, и поэтому к супервизорам предъявляются особые требования: многолетний опыт практической деятельности, знания различных направлений психологического консультирования и психотерапии, умение исследовать свою аутентичность, умение выстраивать отношения доверительности, открытости и безопасности,соблюдение этических норм и правил. Последнее является особенно важным, так как соблюдение этических норм не только повышает профессиональный уровень, поддерживает профессиональный престиж и корпоративную культуру, но и, несомненно, способствует формированию позитивного общественного мнения. Мнение психологов относительно типа мотивации профессиональной деятельности сводится к утверждению, что в настоящее время формируется мотивация этическая, суть которой в обретении человеком смысла жизни, стремлении совершенствовать свою жизнь и жизнь других людей.
Существуют различные мотивы, побуждающие специалиста стать супервизором, например:
1. Личный опыт в проведении консультирования, психотерапии приводит к желанию обмена опытом.
2. Расширение сферы деятельности: есть мои клиенты, и есть клиенты моих супервизируемых.
3. Увеличение всемогущества.
4. Эмоциональное выгорание со своими клиентами; опосредованная работа с клиентами через супервизируемых.
5. Профессиональный интерес: привлекают сложности и возможности супервизии.
6. Повышение в должности, статусе.
Супервизором можно стать в процессе:
- Собственной практической деятельности и получения опыта супервизирования собственных случаев. Обучение супервизии строится на основе анализа супервизирования собственных случаев и анализа проведения своих супервизий;
- Обучения на курсах повышения квалификации и переподготовки. В процессе обучения необходимо создать условия для исследования любых сложностей, ошибок и уязвимостей. Отсюда вытекают требования к преподавателям: безусловно принимающего, эмпатического, открытого новым знаниям, признанию своего незнания и уязвимости, осознающего, способного вербализовать свои переживания, управляющего психологическими процессами;
- Подготовки по программеобучения супервизоров.
Программа подготовки профессиональных супервизоров ОППЛ, проводящих групповую и индивидуальную профессиональную супервизию, создана в результате многолетнего опыта проведения полимодальной супервизионной группы, которая проходила в клинике «Инсайт» (г.Новосибирск) и в настоящее время реализована во многих городах России, Украины и Казахстана.
Программа подготовки профессиональных супервизоров имеет несколько специализированных курсов:
1. Вводный курс в профессиональную супервизию – 8 часов.
2. Базовый курс подготовки профессионального группового супервизора – 72 часа:
- Теоретическая часть – 36 часов;
- Практическая часть – 36 часов;
3. Индивидуальный супервизор – 10 часов.
4. Независимая экспертиза – 36 часов.
Многолетний опыт реализации данной программы наглядно показал повышение эффективности деятельности супервизоров и специалистов проходящих супервизию. Сформирован высококвалифицированный преподавательский состав, который продолжает работать по усовершенствованию программы обучения супервизоров.