Перейти к основному содержанию

Жуков А.С. Подготовка профессиональных супервизоров

ПОДГОТОВКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СУПЕРВИЗОРОВ

Жуков А.С.

Сертифицированный супервизор ОППЛ, психотерапевт единого реестра профессиональных психотерапевтов Европы (ЕАП), обучающий терапевт по методу символдрама, доцент МОКПО,

г. Новосибирск

 

Супервизия – это один из методов теоретического и практического повышения квалификации специалистов в области психологического консультирования, психотерапии, а также анализ целесообразности и качества используемых практических подходов и методов психотерапии. Теории рассматриваются на лекциях, описываются в учебнике, приёмы демонстрируются на практических занятиях, но психологическое консультирование, психотерапия, в процессы которых вовлечены два или несколько человек, их отношения, не может быть изучено посредством традиционного способа преподавания. Необходима практическая деятельность под контролем супервизора, где цель супервизии – превратить  специалиста в опытного психолога, психотерапевта, а не в опытного клиента.

Супервизия – это особое вмешательство, и поэтому к супервизорам предъявляются особые требования: многолетний опыт практической деятельности, знания различных направлений психологического консультирования и психотерапии, умение исследовать свою аутентичность, умение выстраивать отношения доверительности, открытости и безопасности,соблюдение этических норм и правил. Последнее является особенно важным, так как соблюдение этических норм не только повышает профессиональный уровень, поддерживает профессиональный престиж и корпоративную культуру, но и, несомненно, способствует формированию позитивного общественного мнения. Мнение психологов относительно типа мотивации профессиональной деятельности сводится к утверждению, что в настоящее время формируется мотивация этическая, суть которой в обретении человеком смысла жизни, стремлении совершенствовать свою жизнь и жизнь других людей.

Существуют различные мотивы, побуждающие специалиста стать супервизором, например:

1.      Личный опыт в проведении консультирования, психотерапии приводит к желанию обмена опытом.

2.      Расширение сферы деятельности: есть мои клиенты, и есть клиенты моих супервизируемых.

3.      Увеличение всемогущества.

4.      Эмоциональное выгорание со своими клиентами; опосредованная работа с клиентами через супервизируемых.

5.      Профессиональный интерес: привлекают сложности и возможности супервизии.

6.      Повышение в должности, статусе.

 

Супервизором можно стать в процессе:

-  Собственной практической деятельности и получения опыта супервизирования собственных случаев. Обучение супервизии строится на основе анализа супервизирования собственных случаев и анализа проведения своих супервизий;

- Обучения на курсах повышения квалификации и переподготовки. В процессе обучения необходимо создать условия для исследования любых сложностей, ошибок и уязвимостей. Отсюда вытекают требования к преподавателям: безусловно принимающего, эмпатического, открытого новым знаниям, признанию своего незнания и уязвимости, осознающего, способного вербализовать свои переживания, управляющего психологическими процессами;

- Подготовки по программеобучения супервизоров.

Программа подготовки профессиональных супервизоров ОППЛ, проводящих групповую и индивидуальную профессиональную супервизию, создана в результате многолетнего опыта проведения полимодальной супервизионной группы, которая проходила в клинике «Инсайт» (г.Новосибирск) и в настоящее время реализована во многих городах России, Украины и Казахстана.

Программа подготовки профессиональных супервизоров имеет несколько специализированных курсов:

1. Вводный курс в профессиональную супервизию – 8 часов.

2. Базовый курс подготовки профессионального группового супервизора – 72 часа:

- Теоретическая часть – 36 часов;

- Практическая часть – 36 часов;

3. Индивидуальный супервизор – 10 часов.

4. Независимая экспертиза – 36 часов.

Многолетний опыт реализации данной программы наглядно показал повышение эффективности деятельности супервизоров и специалистов проходящих супервизию. Сформирован высококвалифицированный преподавательский состав, который продолжает работать по усовершенствованию программы обучения супервизоров.