Перейти к основному содержанию

Касенова Р.Б. Отличие супервизии от презентации в полимодальной психотерапии

ОТЛИЧИЕ СУПЕРВИЗИИ ОТ ПРЕЗЕНТАЦИИ В ПОЛИМОДАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

 

Касенова Р. Б.

Презентация является наиболее эффективным, а зачастую единственно возможным способом продемонстрировать свои возможности в сфере психологических услуг, а также убедить людей в их необходимости.

Требования к презентатору возрастают в зависимости от числа людей, к которым он обращается. И здесь на помощь приходит супервизия — универсальная форма поддержки терапевтов, позволяющая им сфокусированным взглядом посмотреть на свои трудности в работе с клиентами, а также разделить часть ответственности за эту работу с другим, более опытным профессионалом.

Следует отметить, что сегодня выпускник-психолог изначально полимодален. Ему преподают и с него требуют знания множества направлений и психологических школ.

В настоящее время большинство открытий осуществляетсяв междисциплинарных пространствах. Принцип полимодальности ориентирует супервизора не только на поиск универсальных факторов процесса терапии (или консультирования), но и на поиск аналитической (максимально нейтральной) позиции, предполагающей открытость восприятия феноменов процесса взаимодействия специалиста и клиента [1].

Прежде чем определять различие супервизии и презентации в психотерапии, следует определиться в том, что же у них общего.

Как презентация, так и супервизия определяют возможности дальнейшей работы психотерапевта. Эффективная презентация привлекает клиентов и, таким образом, обеспечивает психолога работой. Положительная супервизия способствует улучшению качества оказываемых услуг и является основанием для дальнейшего допуска специалиста к психологической практике.

Иными словами, в обоих процессах имеет место момент оценивания, причем предмет оценивания оказывается общим: работа психотерапевта, предлагающего свои услуги. Потенциальные клиенты оценивают его профессиональные возможности через презентацию в зависимости от того, насколько она для них оказывается убедительной и отвечает их актуальным потребностям. Супервизор оценивает своего коллегу в соответствии с нормами и стандартами профессии: соответствие деятельности этическому кодексу, соблюдение приемов и методов в рамках конкретной психотерапевтической школы, наличие переноса и др. [2].

Очевидно, что презентация и супервизия — это коммуникационные процессы. Но, рекламная презентация своих услуг разворачивается через действия, которые направлены на вызов реакции или получение результата, удовлетворяющих цели презентатора. Супервизия направлена на достижение соответствия указанных услуг профессиональным стандартам.

Следует упомянуть о функции организации рефлексии профессиональной деятельности. Обратная связь презентации в виде готовности клиента довериться психологу свидетельствует о первичной положительной оценке профессионала. Рефлексивность супервизии глубже и продолжительнее, но ее целью также является обратная связь, только более расширенная, с указанием сильных и слабых мест в работе и разработкой рекомендаций. То есть, презентация определяет степень соответствия услуг психотерапевта потребностям клиента, супервизия — соответствие этическим и профессиональным стандартам практики. То и другое позволяет развить творческий подход к работе [3,4].

Критерии для сравнения презентации и супервизии в полимодальной психотерапии:

1. Очевидно, что умение ориентироваться в различных психотерапевтических школах, системах и направлениях работы клиенту не присуще, а супервизору необходимо, что определяет первое принципиальное отличие презентации от супервизии. Ведь наблюдателем (потребителем) презентации является неискушенный клиент. Между тем супервизор, напротив — квалифицированный специалист-психотера­певт, проводящийсупервизиюпутем наблюдения и профессионального консультирования другого психотерапевта.

2. Презентация обеспечивает связь психолога с клиентами, супервизия — с коллегами и профессиональным сообществом. Таким образом, направленность и возможности супервизии и презентации различны. Так, супервизия дает возможность психологам регулярно обсуждать и анализировать их работу с пациентами. Презентация дает возможность потенциальным клиентам ознакомиться со спектром услуг психолога.

3. Для супервизии, согласно этическому кодексу, определены основные ценности — целостность, ответственность, справедливость и уважение.Каж-дая отдельно взятая презентация апеллирует к различным ценностям, чаще внешним (успех, улучшение отношений и др.), хотя желательно, чтобы в основе проводимой работы находились ценности самого клиента [2].

4. Объем передаваемой информации в презентации и супервизии существенно отличается. В презентации, сколь бы развернутой она ни была, основная часть должна содержать не более 3—4основных мыслей, иначе аудитории сложно воспринимать всю презентацию. Супервизор может на основании своих наблюдений выделить сколько угодно пунктов для дальнейшего обсуждения с психотерапевтом в целях коррекции его работы.

5. Принцип разделения ответственности для презентации и супервизии различен. За презентацию, ее достоверность отвечает психолог. В супервизии ответственность за вынесенные в ходе контроля выводы несет супервизор, что может обсуждаться и корректироваться в беседе с психологом. То есть в первом случае — ответственность психолога перед клиентом, во втором — ответственность супервизора перед коллегами [2].

6. Презентация и супервизия осуществляются на различных этапахпсихотерапевтического процесса. Презентация проводится до воздействия, супервизия — в ходе воздействия, а ее результаты обсуждаются с консультантом постфактум. Таким образом, оцениванию подлежат разные стадии (обещание и его выполнение с точки зрения стороннего наблюдателя), и супервизия может как подтвердить, так и опровергнуть, и дополнить содержание презентации.

7. Упорядоченностьтакже является существенным отличием. «При организации презентацию, заранее составляется программа» [4, с.139], это процесс структурированный. Если речь идет о буклете или объявлении, информация подается в соответствии с представлениями о запросах клиентов; устная презентация также учитывает различные аспекты, от распределения внимания до возрастных особенностей. Ход супервизии, напротив, привязан к психотерапевтическому процессу, и потому заранее запланированным быть не может. Конечно, у оценивающего специалиста может быть наготове свой набор критериев, но живая работа всегда вносит дополнительные аспекты для обсуждения.

8. Открытостьтакже может служить критерием различения. Презентация, т. е. своего рода реклама, является общедоступной информацией. Напротив, содержание сессийсупервизииконфиденциально. С той оговоркой, что супервизор совместно с психологом должны изначально определить границы возможной конфиденциальности. Презентация же по определению публична, причем не всегда даже определена ее целевая группа [2].

9. Важным критерием сопоставления является источник ожиданий. Для клиента ожидания (соответствие презентации и образа психотерапии) формируются из бытовых источников (телевизионные передачи, фильмы, опыт знакомых). Супервизор имеет ожидания, основанные на обучении и последующей практике.

10. Принципиально важно отличие целейсупервизии от целей презентации. Цель презентации заключается в информировании и, главное, привлечении аудитории.

«Цель супервизии: улучшение профессионального функционирования и передача профессионального опыта, «лечение лечения» [5].

То есть презентация есть «внешнее» информирование, служащее для широкого круга представлением о деятельности психолога, а супервизия — «внутренне» информирование, полезное ограниченному числу специалистов.

11. Нужно назвать вопрос оплаты. Презентация чаще всего проводится бесплатно, а то и требует вложения средств, с расчетом, что в будущем потенциальные клиенты заинтересуются услугами. Супервизия в рамках профессионального сообщества оплачивается, причем, в этическом кодексе оговорено, что «оплата и ее увеличение должны обсуждаться заблаговременно» [5].

12. Кроме того, различна степень сопричастности в презентации и супервизии. Презентация, в силу ее опосредования, главным образом оперирует к восприятию клиента. Супервизия — всегда совместный процесс.

13. Объект презентации — способ представления информации. При изучении презентации можно определить, насколько она интересна, грамотно составлена с точки зрения воздействия, учета свойств психических процессов, компактна по времени и т. п. судить об этом может как наблюдатель, так и специалист. Объект супервизии — процесс, т. е. способ деятельности психолога. Определяется, какие методы и приемы используются и насколько грамотно, установлена ли должная степень доверия, насколько вовлечены в процесс эмоции самого терапевта и др.

14. Кроме того, презентация действует непосредственно на клиента в момент ее проведения, супервизия опосредована (состоит в наблюдении за процессом и обычно исключает участие в нем) и отсрочена по времени.

Можно утверждать, что презентация в пределах постсоветского пространства развита значительно лучше, чем супервизия. Между тем психолог как представитель помогающих профессий должен постоянно совершенствоваться, развиваться и не отказываться от помощи более опытного коллеги. Совершенствование касается обеих ролей: как презентатора, так и супервизора. Каким бы профессиональным не был специалист, ему никогда не помешает профессиональная поддержка и помощь.

Литература

  1. Лях И. В. Полимодальная супервизия: практика для практиков.
  2. Кулаков С. А. Супервизияв психотерапии. Учебное пособие для супервизоров и психотерапевтов — СПб., 2004 — 128 с.
  3. Рудестам К. Групповая психотерапия. — СПб.: Питер Ком, 1998. — 384 с.
  4. Булюбаш И. Д. Основы супервизии в гештальт-терапии. — М.: Институт психотерапии, 2003. — 223с.
  5. Джейкобс Д., Дэвид П., Мейер Д. Дж. Супервизорство. Техника и методы корректирующих консультаций. /Пер. с англ. — СПб.:Б. С. К. 1997. — 235 с.