Перейти к основному содержанию

Гоциридзе А. Роли супервизора

РОЛИ СУПЕРВИЗОРА

 

Гоциридзе А.

Оказаться в роли супервизора так или иначе может любой опытный профессионал. Специалист, работающий порядка десяти лет и имеющий профессиональную репутацию, сталкивается с тем, что молодые коллеги начинают обращаться к нему за помощью. Исходя из того, в какой затруднительной ситуации они оказались, опытный специалист выбирает, из какой роли супервизора с ними следует взаимодействовать. Итак, принято считать рабочими четыре роли супервизора: роль учителя, фасилитатора, консультанта и эксперта.

Супервизор в роли учителя

Терапевт, который находится в начале профессионального пути, хотел бы, чтобы супервизор его учил, то есть инструктировал или информировал касательно конкретного своего случая. Именно так он учится быть успешным не только с клиентами, представленными на супервизии, но и со всеми последующими.

В роли учителя супервизор привлекает внимание обучаемого к теории, ставит перед ним задачу обосновать свои интервенции, привязать к случаю или ряду обсуждаемых случаев. Показывает пути оценки и понимания поведения клиента, а также динамику взаимодействия между терапевтом и клиентом. Иллюстрирует разные варианты понимания одного и того же клиента. Он может делать это, непосредственно предписывая определенный ход действий или же помогая своим супервизируемым найти собственные решения.

Некоторые супервизоры недооценивают этот путь. Они полагают, что прямое информирование или инструктирование на супервизии некорректно либо бесполезно, что это несовместимо с глубиной, которая достигается лишь путем конфронтирования обучаемого.

Итак, основные задачи учителя:

  • ставить четкие задачи и цели;
  • дать схемы интервенций и обосновать их;
  • устраивать обучаемому репетиции тех или иных навыков;
  • просвещать относительно типологии клиента и исходя из этого — типа предпочтительной или не рекомендуемой терапии;
  • предлагать и обсуждать литературу на определенные темы;

Нетрудно заметить, что эти шаги — не просто про обучение через рассказ, это преподавание стратегии.

Успешные учителя варьируют свои стратегии: иногда действуют в детерминированном пространстве линейной обусловленности, иногда создают атмосферу почти игры, полную любопытства, головоломок и неопределенности.

Несколько предписаний для роли учителя:

1. Будьте «уместны». Несмотря на то, что супервизоры неохотно выполняют роль школьного учителя, зачастую совершенно уместно — по крайней мере, ставя задачи и давая обратную связь — брать на себя большую ответственность за сессию. Прямое дидактическое обучение может быть необходимо тогда, когда проблема состоит в элементарном неведении.

2. Соблюдайте баланс. Если вся супервизия состоит исключительно в том, что супервизор «вещает», то это не супервизия, а урок. Супервизору важно сочетать собственные монологи с тем, чтобы обучаемый действительно разбирался в ситуации сам.

3. Проводите сравнение. Связывайте материал, принесенный обучаемым на обсуждение, с материалом его предыдущих сессий. Сопоставляйте сегодняшние трудности и успехи с тем, что было прежде.

4. Поощряйте взрослое обучение. Супервизия — форма взрослого обучения, и условия этого процесса следующие: неформальность, взаимное уважение, физический комфорт, сотрудничество, а не соперничество, открытость, аутентичность, доверие, отказ от защитной позиции. Как показывает опыт, обеспечить соблюдение этих условий — непростая задача.

Супервизор как фасилитатор

Супервизор как фасилитатор фокусирует внимание на терапевте как личности и на его личностно-профессиональных проблемах, препятствующих работе. Супервизор помогает своему подопечному понять, как его жизненные истории и связанные с ними чувства влияют на терапевтические сессии, как он, осознавая или нет, идентифицируется с клиентом. Зачастую терапевты приносят на супервизию случаи, когда клиент странным образом выводит их из строя. Иногда терапевты сами осознают, что на них воздействует их собственный материал, например, «Это вызывает во мне столько злости! Я вспоминаю о моем собственном разводе!» или: «Каждый раз, когда я вижу этого человека, у меня остается единственное желание — сбежать из кабинета».

В других случаях, это всплывает косвенно в процессе обсуждения с супервизором. Терапевт может быть не в состоянии: применить теорию, или контролировать время, или его суждения идут «не туда», а проницательность низка. Его разум становится слепым. Следовательно, важно помочь терапевту расширить его внутреннее определение себя, посредством раскрытия его личностных проблем, которые активизировались конкретным случаем, развить его профессиональную уверенность, понять, как его жизненные истории и связанные с ними чувства влияют на терапевтические сессии.

Итак, основные задачифасилитатора:

  • дать уместную эмоциональную поддержку;
  • дать терапевту возможность работатьсо своими чувствами, когда клиент или случай вызывают у него неприязнь или отвержение, когда он чрезмерно идентифицируется со своим клиентом.

Несколько предписаний для роли фасилитатора:

1. Создайте атмосферу доверия. Обучаемый может быть честенв той мере, в какой супервизор эмпатичен; доверятьсяпостольку,поскольку тот заслуживает доверия.

2. Формируйте навыки отношений. Способность договариваться об отношениях, проговаривать все, что в них происходит, не только облегчает супервизорские сессии, но также дает терапевту адекватную модель поведения.

3.Открывайте себя. Смутность облика может подходить для психоанализа для «притягивания переноса», но для супервидения она неуместна. Быть слишком закрытым с супервизируемым неэффективно, так же как неэффективна была бы чрезмерная болтливость. Он ожидает, чтобы вы сделаете свое дело профессионально.

И еще один важный момент для роли фасилитатора:

Некоторые попытки вытащить терапевта из его тупика, могут включать в себяпроцессы, внешне напоминающие терапию.

Если эти процессы принимают систематическийхарактер, супервизор рискует превратитьсяв терапевта,а его супервизируемый — в клиента.

В таком случае встаетвопрос: где разделяющая грань между супервизией и терапией? Рекомендуется придерживаться следующего правила: личностный материал может появляться на супервизорской сессии только втом случае,если он непосредственно влияет на профессиональную работу терапевтас клиентамилибо на супервизорские отношения.

Супервизор как консультант

Супервизор как консультантдает терапевту гибкую позицию, из которой они вместе могут концептуализировать представленный случай, рассмотреть проблему и принять решение, каким процессам следовать.

Если в роли учителя супервизор может «диагностировать» клиента, то в роли консультанта он скорее диагностирует терапевтическую систему — взаимодействие между терапевтом и клиентом. Если при обучении и фасилитации позиции супервизора и супервизируемого в какой-то мере иерархически выстроены, то процесс консультирования — это процесс сотрудничества. Супервизор-консультант особенно внимателен к функционированию системы, включающей терапевта и клиента, и к своей собственной роли внутри этой системы. Он держит в поле зрения все релевантные системы: расширенную систему клиента, системы клиента и терапевта и, по возможности, систему супервизор/терапевт/клиент.

Основной метод консультирования — построение карты, или определение системы. Если целью супервизора в роли учителя обычно являются изменения первого порядка — увеличение или уменьшение чего-либо внутри системы, то супервизор как консультант часто оперирует на уровне изменений второго порядка — изменений, выходящих за рамки системных параметров. Это «изменения в изменениях», или мета-изменения: переход на другой уровень, скачок, разрыв, трансформация.

Итак, основные задачи консультанта:

  • заниматься системой «терапевт — клиент»;
  • оставаться в системе и в то же время не увязнуть в ней сохраняя способность ясно мыслить;
  • сотрудничать с терапевтом в проработке проблемы;
  • позволить терапевту в «свободном дрейфе» структурировать сессию;
  • экспериментировать с различными путями оценки и интервенции;
  • снабжать не ответами, а альтернативами.

Супервизор и терапевт вместе генерируют данные о «случае» и вырабатывают подходящие интервенции.

Несколько предписаний для роли консультанта:

1.Мыслите системно.Помните, что супервизируемый находится в едином диалектическом процессе с вами. Это означает следующее:

  • ваша рефлексия должна включать и вас самих;
  • супервизируемый не может двигаться вперед, если вы не двигаетесь вперед;
  • каждый из вас несет ответственность за достигнутую стадию супервизии;
  • вы оба изменяетесь внутри ваших собственных систем.

2. Помните свое место.Вы супервизор, а не терапевт; клиент — это клиент терапевта, а не ваш! Хотя, если терапевт наносит ущерб клиенту, на вас лежит этический долг вмешаться, переадресовать клиента или взять его на себя.

3. Мыслите стратегически. Фокусируйтесь не на том, «как измениться этому клиенту», а на том, «как измениться этому терапевту».

4. Сохраняйте открытость множеству гипотез.

Проводя параллель можнорезюмировать, что когда терапевт чувствуют себя в тупике, мы выбираем:

  • роль фасилитатора, если проблема имеетличностныйха-рактер;
  • и роль консультанта, если проблема представляетсясистемной.

Это значит, что прифасилитациинаиболее адекватный объект воздействия — личностьтерапевта, а приконсультировании — это терапевтическая система.

Супервизор как эксперт

Это случай, когда супервизор не только учит своего супервизируемого тому, как проводить терапию, но и оценивает его.

Терапевты, находящиеся на начальной стадии супервидения, признают особую важность отслеживания и оценки их работы супевизором. Они высоко ценят роль эксперта и считают ее ведущей для своего профессионального прогресса. Оценочный подход важен также для допуска в профессиональное сообщество. В конце концов, кто еще может сказать о пригодности того или иного терапевта, если не супервизор?

Роль эксперта относится к числу фундаментальных супервизорских ролей и используется чаще всего, когда супревизия является обязательной:

  • либо организация требует вертикальной ответственности,
  • либо терапевт хочет получить государственную аккредитацию или допуск в профессиональное сообщество.

В таком контексте, супервизор несет прямую ответственность перед своим супервизируемыми косвенную — перед его заказчиками.

Его долг — оценить работу супервизируемого, а также ограждать организацию и профессиональное сообщество от некачественной работы терапевтов.

Эта роль зачастую наиболее неприятна для супервизоров, а значит можно наблюдать, как попытку ее избегания, коллегиальный или даже дружеский стиль взаимодействия с супервизируемым, что не способствует достижению цели супервизии.

Итак, основные задачи эксперта:

  • со своим подопечным устанавливать цели, обозначить их в супервизорском контракте;
  • вновь и вновь оценивать продвижение и контролировать достижение целей;
  • проверять, осуществил ли терапевт интервенцию, обсуждавшуюся на предыдущей сессии;
  • отслеживать прогресс клиента;
  • дать терапевту обратную связь по поводу его: знания теории, следования теории и наработанных навыков;
  • помочь супервизируемому оценить свои сильные и слабые стороны.

Супервизору в роли эксперта следует четко определить точку пути, на которой находится супервизируемый в момент оценки.

Несколько предписаний для роли эксперта:

1.  Поощряйте самооценивание. Помогайте супервизируемому учиться наблюдать конкретные события своего взаимодействия с клиентами и собственное влияние на эти события, динамику взаимодействия между терапевтом и клиентом.

2. Маркируйте изменения. Если терапевт расскажет вам о том, какие изменения в себе самом он заметил, это поможет ему стать более внимательным к переменам в себе и быстрее двигаться к клинической компетентности.

Супервизору важно и самому периодически производить подобные ретроспективы, высказывая собственное мнение о пути, проделанном супервизируемым.

3. Используйте потенциал завершенных случаев. Это один из лучших способов оценить работу обучаемого и способствовать его продвижению к профессиональной целостности.

4. Конфронтируйте. Зачастую именно этого терапевты хотят больше всего.

5. Помните, что в супервизии оценка — это очень субъективная вещь.

Подведя итог, выведем эмпирическое правило:

Если клиент активизирует личный материал терапевта, то показана фасилитация.

Если же терапевт вовлечен в материал клиента, но его специфические личностные проблемы не затронуты, рекомендуется консультирование.

Однако если обучаемый попросту недостаточно знает, супервизор может действовать путем прямого инструктажа, то есть из роли учителя.

А если нужна оценка, определение уровня знаний — следует выбирать роль эксперта.