Перейти к основному содержанию

Аверина О.Г. Психологические защиты в супервизии. Опыт работы с обесцениванием

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ В СУПЕРВИЗИИ. ОПЫТ РАБОТЫ С ОБЕСЦЕНИВАНИЕМ

 

Аверина О. Г.

Практикующие психологи часто сталкиваются с механизмами психологической защиты, с помощью которой регулируется поведение человека в ситуации, когда есть некая потребность, а условия удовлетворения ее отсутствуют. Термин «психологическая защита» со времен З. Фрейда используют дляобщего обозначения техспособов, которыепсихикачеловека задействует в конфликте против невыносимых мыслей и эмоций. «Защиты» представляют собой психические механизмы, служащие для разрешения внутренних конфликтов и переработки болезненных переживаний. Защитное поведение позволяет человеку снизить тревогу и защититься от тех проблем, которые пока он не может решить (например, потеря близкого человека, потеря любви со стороны других людей, потеря уважения к себе и т. д.) путем включения механизма психологической защиты, который помогает уйти от угрожающей реальности, иногда преобразовать эту угрозу. На какое-то время защитный механизм необходим, поскольку человеку необходимо время для решения проблемы, но если время идет, а человек проблему не решает, то напряжение защитного механизма может являться препятствием в адаптации, поведение человека становится трудно предсказуемым и неадаптированным.

Психоаналитики определили психологическуюзащиту какнаборме-ханизмов, которые направлены на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. Психологическаязащита всегда является частью каких-либо других психических феноменов: деятельности, установки, отношений личности, компенсации и др. В то же время можно выделить ряд общих моментов, характерных для всех определений. Общим является ситуация конфликта, травмы, стресса, а также цель — снижение эмоциональной напряженности, связанной с конфликтом и предотвращение дезорганизации поведения, сознания, психики. З. Фрейд определял защиту как механизм, действующий в ситуации конфликта и направленный на снижение чувства тревоги, связанного с конфликтом. Разница только в определении того, что стоит за конфликтом.

Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками: 1) они действуют на неосознаваемом уровне и поэтому являются средствами самообмана; 2) они искажают, отрицают, трансформируют или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума.

Рассматривая психологические защиты как один из механизмов адаптации и интеграции личности, важно понимать, что они существуют как бессознательные, приобретенные в процессе развития личности способы достижения «Я» компромисса между противодействующими силами «Оно» или «Сверх-Я» и внешней действительностью.

Присутствует тот аффект, который включает работу защитных механизмов, это страх, тревога. Можно выделить три источника тревоги. Во-первых,это тревога, страх перед разрушительными и безоговорочными притязаниями инстинктов бессознательного, которые руководствуются только принципом удовольствия (страх перед «Оно»). Во-вторых, это тревожные и невыносимые состояния, вызванные чувством вины и стыда, разъедающими угрызениями совести (страх «Я» перед «Сверх-Я»). И, наконец, в-третьих, это страх перед требованиями реальности (страх «Я» перед реальностью).

Специалисту важно понимать механизмы психологической защиты личности, которые встречаются в практике психолога. В этом отношении важнейшим ресурсом для специалиста является супервизия. В супервизионном процессе хорошо прослеживаются все механизмы психологической защиты и выявляются индивидуальные особенности личности клиента, на что специалист не всегда может обратить свое внимание в силу своих бессознательных процессов.

В данной статье рассматривается пример из практики супервизии, связанный с таким психологическим механизмом защиты, как обесценивание.

К специалисту обратилась женщина в состоянии депрессии и с желанием изменить ситуацию, которая повторяется в разных областях ее жизни. В детстве мать пациентки считала, что она со всем справиться сама, в отличие от ее сестры-близнеца. Ее сестра живет в хороших условиях рядом с морем, она замужем и не имеет детей. Пациентка же воспитывает двоих детей без мужа.

Супервизионный запрос специалиста относился ко второму уровню работы — что происходит во взаимодействии клиента и терапевта в данной работе.

Когда специалист представлял случай, было заметно его присоединение к клиентке, частые вздохи, плохо сформированные предложения. Специалист отметил, что у женщины всепоглощающая мать, присутствуют сомнения в отношении своих действий — «правильно» или «не правильно», «плохо» или «хорошо».

В ходе групповой полимодальной супервизии был проанализирован процесс коммуникации клиента и специалиста, сам процесс консультирования. В работе группы была заметна агрессия, конкуренция, соперничество между специалистами, что может свидетельствовать о конкуренции клиентки со своей сестрой-близнецом. В супервизионной работе было заметно замирание, тяжелые вздохи, стеснение (клиентка стеснялась, что родилась), обесценивание важных моментов. Это может быть связано с ежедневным «обесцениванием» клиенткой собственных усилий и результатов деятельности, а также с депрессией, отсутствием интереса к новым достижениям, к преодолению трудностей, возникших в жизни клиентки (в личной, профессиональной и т. д.).

Супервизируемый специалист также демонстрировал обесценивание: «там и тогда», в ситуации консультирования прозвучали такие слова: «Сначала я верила в нее, думала, что она занимает лидерскую позицию в жизни и со всем справляется, все может, но потом разочаровалась в этом».

В ситуации «здесь и сейчас», в ходе супервизионной работы, специалист отметил, что иногда клиентка становилась неспособной справляться с жизненными ситуациями подобно инвалиду. Это также свидетельствовало об обесценивании, часто встречающемся в ее жизни, и являющимся причиной повторяющихся и, казалось бы, неразрешимых ситуаций. В результате супервизии специалист понял и осознал не замечаемые им моменты в процессе консультирования, что свидетельствует об эффективности супервизии.

 В ситуации «здесь и сейчас» супервизором были отслежены процессы, происходящие при идентификации со специалистом «там и тогда»: обесценивание, и в тоже время взятие на себя ответственности за происходящие процессы. Видя клиента постоянно в угнетенном состоянии, специалисту очень трудно найти ресурс и поверить в клиента: вроде бы появилась надежда, у клиента вот-вот произойдет инсайт, он что-то осознает и поймет, но клиент ни о чем подобном не сообщает терапевту, и у терапевта включается психологическая защита. Специалист бессознательно злится на клиента, обесценивает его, ведь затрачено столько времени и сил, а про результат клиент умалчивает. Это лишь то, что лежит на поверхности, Если посмотреть на проблему обесценивания глубже, то становится понятно, какие психологические механизмы защиты клиентка использует в жизни в отношениях с другими людьми.

В силу бессознательных процессов, специалисту иногда бываетсложно заметить основные мотивы личности клиента и типичные для него психологические защиты. Это подчеркивает важность супервизии для специалиста как необходимого элемента профилактики профессионального выгорания.

Литература

  1. Журбин В. И. Понятия психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии. 1990, №4
  2. Романова Е. С.,Гребенников Л. Р «Механизмы психологической защиты».-М.,1996.
  3. Лях И. В. Полимодальная групповая супервизия: основы интерпритации динамических процессов. [Электронный ресурс]/ Сайт Ассоциации Супервизоров. — Режим доступа:http://www.supervis.ru/library/document/678504195-pravila-professionalno...
  4. Уильямс Э. Вы — супервизор… Шестифокусная модель, роли и техники в супервизии. М.: Независимая фирма «Класс», 2001.