Перейти к основному содержанию

Лях И. В. Полимодальная групповая супервизия: основы интерпретации динамических процессов

ПОЛИМОДАЛЬНАЯ ГРУППОВАЯ СУПЕРВИЗИЯ: ОСНОВЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ДИНАМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Лях И. В.

Психотерапевт единого реестра психотерапевтов Европы (ЕАП), председатель комитета по супервизии ОППЛ,
Действительный супервизор ОППЛ, официальный представитель ЦСОППЛ в Западной Сибири,
руководитель Новосибирского регионального отделения ОППЛ, г. Новосибирск

 

Основная задача супервизии — улучшение качества работы специалиста с клиентом. [1] [2] Данная цель часто достигается через осознавание нарушений в коммуникации между специалистом и клиентом. Технология осознавания, профессиональной рефлексии коммуникационных нарушений представляет собой достаточно сложный процесс, требующий специальной подготовки и доступный только проработанным специалистам. Для запуска процесса осознавания необходимо определенное внутреннее динамическое напряжение, благодаря которому появляется психическая энергия для осмысливания, обозначения и объективизации процесса.

Рассмотрим условия, при которых возникает необходимое динамическое напряжение. В качестве исходного материала для размышления обратимся к привычному контексту работы специалиста с клиентом. Подавляющее большинство клиентов психологов и психотерапевтов имеют довольно низкий уровень эмоциональной и коммуникативной дифференцированности, многие имеют личностное расстройство в той или иной форме. При слабой эмоциональной и коммуникативной дифференциации механизм осознавания коммуникации нарушен, работает недостаточно хорошо. Процесс коммуникации запускается следующим образом: человек распознает некий сигнал, исходящий от другого человека, определяет его, обозначает и наделяет смыслом. Коммуникация не является односторонней, поведение в коммуникации корректируется в зависимости от сигналов, посылаемых другим человеком.

Качество осознавания коммуникативных процессов непосредственно связано с имеющимся опытом: человек, имеющий большой опыт травмирующего взаимодействия, осознает все происходящее через призму своей травматизации — распознав сигнал, исходящий от другого, он определяет его для себя с соответствующим искажением и наделяет тем смыслом, который коррелирует с его предшествующим опытом.

Практика клинической работы показывает, что нарушения в коммуникации и в распознавании сигналов другого человека имеют порядка 80% жителей крупных городов: у некоторых они проявляются постоянно, у других — в определенных ситуациях.

При работе с клиентом задача специалиста состоит в том, чтобы понимать, что происходит с этим человеком во взаимодействии. Инструментом простейшего познания является идентификация и интерпретация через поиск сходного в собственном опыте, при этом разнообразие опыта позволяет лучше ориентироваться в происходящих процессах. Добиться изменения коммуникативного стереотипа возможно только в том случае, если у клиента есть проблема, которая осознается им как личное затруднение. Ведь нередко бывает, что проблема в коммуникации есть не столько у клиента психолога или психотерапевта, сколько у его родственников, которые и приводят его на консультацию. Одна из задач специалиста в подобном случае–понять, кто именно испытывает затруднение, другая — повлиять на затруднение так, чтобы оно стало общим (разделяемым клиентом).

Необходимо прояснить структуру и специфику коммуникации, оценить её соотношение с реальностью, сформировать рабочую гипотезу, план работы. Важно создать определенную атмосферу, отличную от обычной коммуникации, создать определенный образ себя, создающий определенное ощущение, что специалист может помочь (или же напротив — понимание, что надо обратиться к другому специалисту, например, к психиатру). Специалист берется работать с клиентом лишь в том случае, когда тот оценивает свое затруднение как достаточно серьезное, поскольку в таком случае у клиента появляется энергия на осознавание и работу с происходящими процессами. Если затруднение недостаточно серьезно (у самого клиента нет проблем), симптом будет сохраняться, выполняя свою функцию в поддержании психики клиента в определенном сбалансированном состоянии. Важно понимать, что любой симптом, процесс в психике многозначен. Задача прояснения — выявить максимальное количество значений этих симптомов.

Итак, в своей работе специалист выделяет определенные симптомы и процессы, происходящие в психике клиента, исследует их значения и реагирует на эти значения. В работе с клиентом специалист всегда сталкивается с мощным динамическим процессом — сопротивлением (психика работает по принципу гомеостаза, любое изменение может угрожать её стабильности). Сопротивление можно определить так: это всё то, что мешает изменению. Проявления сопротивления многообразны. Если есть что-то, что мешает изменению — присутствует сопротивление. Сопротивление может исходить из системы, т.к. высока ценность симптома в системе отношений; сопротивление может исходить из характера, сопротивление может быть коммуникативным (клиенту не понравился специалист) — истоков сопротивления множество. [7] [8]

Супервизор также работает с коммуникацией — он тестирует профессиональную коммуникацию и влияет на неё с помощью имеющегося у него инструментария. Если специалист взаимодействует с процессом сопротивления клиента, супервизор сталкивается с сопротивлением специалиста, т.к. у того тоже возникает тревога в отношении изменения (например, боязнь того, что клиент перестанет к нему ходить). Супервизору важно понимать: сопротивление клиента будет проявляться в коммуникации со специалистом (не обязательно в том же виде, но оно будет присутствовать).

В групповом процессе ведущий супервизионной группы должен сделать то же самое, что специалист делает в кабинете. Ведущий является важной фигурой в групповой полимодальной супервизии, поскольку групповая динамика налагает на него ответственность за безопасность процесса супервизии. Одной из его задач является исключение возможности нанесения нарциссической травмы супервизируемому специалисту. Кроме того, исходя из основной цели супервизии, ведущий должен создать условия для осознавания участниками группы процессов, происходящих в терапии (в рассматриваемом случае). Также важно создать возможность для осознавания этих процессов самим специалистом, предоставляющим случай. Именно ведущий должен позаботиться о создании всех обозначенных условий. Инструментом для этого является работа с групповой динамикой — отслеживание и интерпретация групповых динамических процессов. [9]

Динамический процесс имеет сложную и многослойную структуру. Прежде всего, важно помнить, что в любой групповой работе присутствует конкурентная динамика. Чтобы конкурентный процесс уступил место продуктивному, ведущий должен быть значимой фигурой, он должен вести группу, быть четким, ясным, осознающим, адекватным, емким, кратким.

В работе супервизионной группы есть определенные ритуалы, функцией которых является именно утилизация конкурентной динамики. Этой цели служит проговаривание ведущим правил, напоминание целей супервизии. В представлении участников группы также есть ритуал, призванный утилизировать конкурентные тенденции — отбор заявок, в ходе которого конкурирующие участники должны договориться об очередности рассмотрения их случаев. В случае когда конкурирующие участники не могут договориться, ведущему следует отдавать приоритет тому, кто более эмоционально заряжен, т. к. уйдя в протест, он разрушит динамику группы.

Если супервизор сталкивается с негативистской динамикой (никто из участников не имеет заявки на супервизию), это говорит о снижении доверия к коллегам и к ведущему. В такой ситуации ведущий группы может вызвать агрессию на себя («деньги на стол — и по домам»). Однако в случае административной супервизии этот прием не работает, т.к. он потакает сопротивлению. Есть два других способа преодоления сопротивления: 1) презентация успешных случаев терапии участниками группы, 2) если сопротивление очень сильное, ведущий может представить случай из своей практики (так делал Зигмунд Фрейд, создавая психоанализ) или обозначить тему для круглого стола, предложив для обсуждения любое значимое для профессионалов событие в жизни сообщества. При этом важно помнить, что в некоторых контекстах специалисты могут использовать формат круглого стола в работе супервизионной группы как возможность реализации сопротивления изменениям (в круглые столы, например, охотно могут уйти педагоги, избегая супервизирования затруднений в своей работе). Поэтому в группах с высоким уровнем сопротивления на начальном этапе допустимо использовать формат круглого стола достаточно часто, но отведя для этого формата только один час, а второй час выделить для работы с заявками. После грамотно проведенной дискуссии в формате круглого стола уровень доверия в группе может несколько повыситься, что позволит участникам озвучить свои заявки на супервизию. Если участники группы не приносят заявки на супервизию, ведущий может сделать вывод о том, что ему, во-первых, не доверяют, и, во-вторых, его не боятся, т. е. он не приобрел реального значения супервизора. В такой ситуации важно вернуть себе власть. Для этой цели можно, к примеру, задействовать административный ресурс («не будет случаев — не будет аттестации»). Этот прием можно применить только в формате административной супервизии, однако именно в этой форме супервизионной работы участники демонстрируют наиболее высокий уровень сопротивления. [4]

Специалист, предоставляющий случай, также испытывает определённое сопротивление работе. Он оказывается в расщепленном состоянии: с одной стороны, он должен соблюдать правило конфиденциальности, с другой стороны, испытывает потребность в профессиональном росте. Ведущий группы может снизить уровень сопротивления, объясняя, что каждый проговоренный случай дает специалисту профессиональный рост, а каждый услышанный случай дает возможность выбора и идентификации собственного стиля.

Работая с сопротивлением группы, важно помнить, что оно базируется на естественных психических защитах, наличие которых является признаком психического здоровья. [7] Симптом клиента автоматически вызывает сопротивление участников группы. Задачей ведущего является создание условий, при которых сопротивление будет осознаваться. Основным инструментом для этого является интерпретация динамики.

Рассмотрим различные варианты сопротивления групп.

Часто сопротивление проявляется в затягивании времени в начале работы, в опозданиях участников. С этой формой сопротивления можно работать посредством соблюдения регламента работы группы, ритуала начала процесса, закрытия группы после начала процесса. Также сопротивление может проявляться в виде шума, входов и выходов участников. Может возникать внутригрупповая коммуникация в процессе работы, стихийное построение иерархии. Задача ведущего — создать осознанную иерархию внутри группы, например, наделяя статусом экспертов эффективных специалистов, устанавливая определенный порядок высказываний: сначала высказываются менее опытные участники, потом эксперты, и в заключение — ведущий группы. [9]

Еще одна форма сопротивления — высказывания участников на этапе вопросов. Это сопротивление можно объяснить как способ защиты от психического содержания клиента при помощи аналогий. Такая форма сопротивления может создаваться специалистом, который не хочет вопросов, болезненно реагирует на вопросы, воспринимает их как критику, защищая клиента и свою работу с ним.

На этапе представления случая сопротивление может проявляться следующим образом. Специалист рассказывает о клиенте с предельной детализацией, дословно цитирует его, приносит в большом количестве его рисунки и т. п. Это может означать, что специалист тревожится за клиента, это сопротивление изменению качества работы. Задачей ведущего в такой ситуацией является поддержка нарциссического Я специалиста. К примеру, можно отметить тщательную подготовку к супервизии и предложить изложить самое важное, обозначив время.

Характерное проявление сопротивления работе — неспособность специалиста сформулировать заявку. Для подобных ситуаций есть стандартные формы заявок, своеобразные «палочки-выручалочки», например — «Как бы вы работали с этим клиентом?». Задача ведущего — приводить специалиста к универсальным формулировкам в ситуации затруднения.

Сопротивление специалиста и группы имеет диагностическое значение в полимодальной групповой супервизии. Ведущий группы анализирует сопротивление с использованием шестифокусной модели супервизии. [6] Первый фокус внимания — вся информация о клиенте и его процессах; второй — всё, связанное с коммуникацией клиента и специалиста, сам процесс консультирования; третий фокус внимания — специалист «там и тогда», в ситуации консультирования(его воспоминания о ходе процесса, мысли, чувства, ассоциации);четвертый фокус — специалист «здесь и сейчас», на консультации супервизора; пятый — коммуникация специалиста с супервизором; и, наконец, шестой — собственное состояние супервизора «здесь и сейчас». Два дополнительных фокуса внимания — модальность, в которой работает специалист, и внешняя (объективная) реальность (законы, специфика социума, условия работы специалиста и т .п.). [9]

Основной фокус внимания при супервизировании процесса терапии — коммуникация между специалистом и клиентом. Эффективность коммуникации во многом связана с особенностями клиента, поэтому для оценки качества коммуникации необходимо отслеживать первый фокус внимания. Второй фокус внимания также чрезвычайно важен: для анализа качества коммуникации необходимо прояснение контракта и способов коммуникации специалиста с клиентом.

Рассмотрим значение динамических процессов в связи с фокусами внимания в супервизии. Если, например, специалист легко отвечает на вопросы про клиента (первый фокус внимания), но испытывает затруднения при ответах на вопросы второго фокуса (о коммуникации специалиста и клиента), можно сделать предположение о глубоком присоединении специалиста, отсутствии четкой идентификации. Как правило, наличие у специалиста сложности при анализе второго супервизионного фокуса внимания, свидетельствует о проблеме и с третьим фокусом (осознавание процессов, происходящих с самим специалистом при работе с клиентом). Возможна другая ситуация, когда свободно отвечая на вопросы по первому и второму фокусу, специалист испытывает трудности при работе с третьим фокусом. В такой ситуации можно сделать предположение о наличии у специалиста сопротивления осознаванию своей роли в коммуникации с клиентом. Если группа фиксируется только на третьем уровне, избегая остальных, можно говорить о реализации конкурентной динамики. Интерес группы к четвертому фокусу свидетельствует о реализации отношения группы к супервизируемому специалисту, или об агрессии в отношении ведущего. Большое количество вопросов по седьмому фокусу (методологии) обычно свидетельствует о наличии ксенофобического сопротивления, фиксации на этом фокусе внимания следует избегать с целью нейтрализации деструктивной динамики. Также следует избегать избыточной фиксации на восьмом фокусе. Важно учитывать специфику сопротивления специалистов разных профессий (психологов, психотерапевтов, социальных работников, преподавателей), и с этой целью прояснять реальность, специфику условий работы специалиста.

Ведущий супервизионной группы должен создавать условия, стимулирующие проективную идентификацию участников со специалистом, и препятствующие «заражению» клиентом. При интерпретации динамики группы обязательна привязка к психическому содержанию клиента. В групповой работе есть общий психический процесс, и при интерпретации динамики надо обозначить объединяющее группу желание/ чувство/ реакцию. Важна дифференциация — ведущий должен понять, на что отреагировала группа — на психическое содержание клиента или на специалиста. Признаком реакции на психическое клиента является нетипичность реакции группы. Возможна естественная реакция, например, реакция печали на случай горя. Естественную реакцию тоже надо интерпретировать. Если происходит что-то иррациональное, не связанное с процессом — это реакция на клиента. Возможно расщепление реакции группы: некоторые участники реагируют на клиента, другие — на специалиста. Возможна реакция на расщепление клиента. [9]

Подводя итог, можно сделать следующий вывод. Ориентируясь на основную цель супервизии — улучшение качества работы специалиста с клиентом — ведущий полимодальной супервизионной группы должен заботиться о качестве работы группы, контролировать максимальное количество динамических процессов и возглавлять любой процесс, связанный с динамикой внутри группы. Важные задачи ведущего — утилизация конкурентной динамики, работа с сопротивлением специалиста и группы. Основной инструмент в этой работе — интерпретация динамических процессов, происходящих в работе группы.

 

Литература

 

  1. Bernard, J., & Goodyear, (1998). Fundamentals of Clinical Supervision(2nd ed.). Needham Heights, MA: Allyn & Bacon.
  2. Булюбаш И. Д. Основы супервизии в гештальт-терапии. — М.:Институт Психотерапии, 2003. — 223с.
  3. Винер Дж., Майзен Р., Дакхэм Дж. «Cупервизия супервизора. Практика в поиске теории». — М.: Когито-центр, 2006. — 352 с.
  4. Залевский Г. В. Супервизия: практика в поисках теории // Сибирский психологический журнал. 2008. № 30. С. 7-13.
  5. Кулаков С. А. Супервизия в психотерапии. — СПб: «Вита», 2004.–128 с.
  6. Уильямс Э. Вы — супервизор… Шестифокусная модель, роли и техники в супервизии. М.: Независимая фирма «Класс», 2001.
  7. Ховкинс П., Шохет Р. Супервизия. Индивидуальный, групповой и организационный подходы. СПб.: Речь, 2002.
  8. Шекеди И., Кехеле Х., Дрейер К. Супервизия — сложный инструмент психоаналитической подготовки // Московский психотерапевтический журнал, 1994, №4, с.117-147.
  9. Правила профессиональной супервизионной группы. [Электронный ресурс]/ Сайт Ассоциации Супервизоров. — Режим доступа:http://www.supervis.ru/library/document/678504195-pravila-professionalno...
  10. Этический кодекс супервизора. [Электронный ресурс]/ Сайт Ассоциации Супервизоров. — Режим доступа: http://www.supervis.ru/content/1609369756-eticheskiy-kodeks-supervizora. Дата обращения: 01.03.2013.11.
    Положение о супервизоре. [Электронный ресурс]/ Сайт Профессиональной Психотерапевтической Лиги. — Режим доступа: http://www.oppl.ru/up/files/docs/12-Polozhenie-o-supervizore-PPL.doc. Дата обращения: 01.03.2013.