Перейти к основному содержанию

Лях И.В. Супервизия как социальная функция

СУПЕРВИЗИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ

 

Лях И. В.

В современном мире супервизионная деятельность имеет особое значение и выполняет ряд важных функций. С точки зрения взаимодействия социальных институтов, супервизия — это личная экспертиза качества оказания любой услуги. Так, например, школьный психолог супервизирует качество услуги, оказываемой воспитателем, учителем, иногда школой в целом. В строительстве есть люди, которые следят за правильностью выполнения работ, отслеживают соблюдение стандартов безопасности работы техники и т. п. Есть супервайзеры в мерчандайзинге и сфере продвижения товаров и услуг. Список примеров можно продолжить. В целом, супервизия обеспечивает систему стабилизации и совершенствования профессионального сообщества и способствует формированию доверия общества к соответствующей профессии и непосредственно к ряду её представителей.

Функция экспертизы качества услуги супервизором предполагает, прежде всего, оценку безопасности в отношении: 1) клиента, 2) специалиста, 3) общества в целом. Очевидно, что оказание услуг имеет не только индивидуальную, но и общественную ценность. Так, например, косметолог, который просто делает свою работу, отличается от косметолога, пропагандирующего некий бренд или линейку товаров в процессе оказания услуги. В последнем из описанных вариантов может возникнуть конфликт безопасности как для клиента, так и для самого специалиста. Он может не полностью осознавать конфликт интересов, в который втягивается. Если же специалист начинает в ходе оказания услуги продвигать систему тренингов, религию, какое-то маргинальное мировоззрение, под угрозой оказывается и безопасность общества в целом.

В работе супервизора элемент экспертной оценки присутствует, в отличие, к примеру, от работы психолога, который, как правило, имеет безоценочную позицию. Однако супервизия это не только экспертная оценка качества и допуск к работе. Если экспертная оценка как таковая касается непосредственно результатов профессиональной деятельности, в супервизии подвергается оценке область эффективности оказания услуги, а также этичность взаимодействия, область, непосредственно связанная со специалистом и его микросоциумом, ресурсами развития личности специалиста и профессионального сообщества, коллегиальные и междисциплинарные взаимодействия.

Таким образом, супервизия регулирует:

1. Подтверждение безопасности.

2. Подтверждения эффективности.

3. Соответствие специалиста той социальной роли, которую он взял на себя. Так, супервизор психоаналитика должен убедиться, что психоаналитик прошел личную терапию у специалиста с определенным уровнем квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.

Супервизия как процедура — универсальная форма социального взаимодействия, которая возникает при наличии высокого уровня потребности в данной услуге и профессиональной личной ответственности лица, услугу оказывающего. Как правило, высокий уровень потребности в супервизии связан с необходимостью подтверждения безопасности этой услуги. Супервизия как практика быстрее появляется в тех областях, где некачественно оказанная услуга может нанести вред клиенту, т.е. потенциально опасна. В сфере медицинских услуг, где потенциальная ошибка специалиста может стоить клиенту жизни, супервизия является неотъемлемым элементом профессионального контроля, её необходимость очевидна, осуществляется она через дополнительные процедуры в допуске к профессии (интернатура, стажерство) и коллегиальные формы принятия решения о сложных случаях (консилиумы, ВКК и т. п.). В сфере же образовательных услуг потребность в супервизии не ощущается большинством специалистов и клиентов как первостепенная, что можно объяснить отсутствием ощущения серьёзной и непосредственной угрозы безопасности для общества в случае некачественно оказанной услуги.

Для формирования супервизионной практики определяющее значение имеют следующие факторы:

  1. Услуга должна быть профессионализирована.
  2. Услуга должна быть сложной.

Для осуществления профессионального контроля в простых услугах обычно бывает достаточно наставника. В услугах более высокого порядка профессиональный надзор появляется автоматически, инициаторами надзора становятся сами члены профессионального сообщества. Потребность в супервизии начинает зарождаться внутри сообщества. Классическим примером является психоанализ: аналитический контроль как неотъемлемое условие практики сформировался в течение первых 20-ти лет после создания З. Фрейдом психоаналитического метода, направленного на решение сложнейшей задачи (анализ бессознательных процессов).

Далее обозначены этапы становления супервизионной практики:

  1. Потребность в услуге.
  2. Возникновение услуги.
  3. Организация профессионалов.
  4. Формирование потребности профессионалов в стандартизации.
  5. Появление сообщества супервизоров.
  6. Стандартизация и полная профессионализация.

Колебаний между профессионализацией и «искусством», стандартизацией и «творческим полетом мысли» становятся меньше, когда появляются профессиональные нормы и критерии. Стандарт профессионализации должен выполняться, иначе практика может утратить законный характер.

Если потребность в услуге со стороны общества высокая, в профессиональном сообществе начинают формироваться конкурирующие школы и структуры, которые связаны с потребностями и профессионалов и клиентов в стабильности, с естественными потребностями в безопасности. Процедуры контроля качества и повышения эффективности работы профессионалов, которые соответствуют пирамиде потребностей, наиболее актуальны, они получают конкурентное преимущество, и знание, которое возникает в процессе оказания услуги, может аккумулироваться супервизорами. Супервизоры обмениваются этими знаниями в своих профессиональных сообществах.

Актуальным представляется противоречие между консерватизмом и инновационными составляющими современных социальных процессов, в результате которого у каждого нового поколения специалистов возникает потребность адаптировать профессию под определенный социальный заказ. Например, появляется новый метод электрошоковой терапии, и чтобы понять и оценить степень его пригодности специалисты внутри сообщества должны обменяться знаниями о работе данного метода, в результате чего метод может быть устранен по принципу отсеивания наименнее безопасных практик. Именно супервизор чаще других специалистов сталкивается с негативными последствиями применения нового метода. Фактически этот супервизор, находясь во взаимодействии со специалистами внутри сообщества, может донести важное знание до других, объяснив, почему данный метод непригоден для безопасной работы. Супервизоры не приходят извне, именно внутри сообщества специалисты становятся супервизорами и аккумулируют профессиональные знания.

Аккумуляция профессиональных знаний — важная социальная функция супервизоров, которая позволяет профессиональному сообществу гораздо быстрее и с меньшими потерями реагировать на недовольство клиентов качеством оказываемых услуг и устранять факторы, создающие угрозу безопасности. Психоаналитикам понадобилось около двадцати лет, чтобы отказаться от неэффективных методов, в то время как вредные таблетки со стронцием перестали продавать только через сорок лет, после первых сообщений об их вреде, в связи с отсутствием супервизоров в сообществе фармакологов.

Супервизоры с их социальными функциями — характерный элемент гражданского общества. Если в тоталитарном сообществе скорость оценки важности социальной практики сопоставима с жизнью лидера, то в гражданском обществе скорость стандартизации, скорость изменения критериев эффективности многократно выше, так как она автоматически стремится к условно естественному ритму формирования социальной системы и изменению оказания услуги, как части социальной системы. Общество стремится постоянно улучшать качество услуг, феномен ускорения формирования стандартов и требований очевиден. Потребность в качественном улучшении любой услуги в гражданском обществе выше в силу того, что в постиндустриальном информационном обществе коммуникация развита гораздо шире. Именно в таком обществе возрастает потребность в супервизии.

Итак, супервизоры концентрируют новые знания. Профессиональное сообщество сплачивается благодаря супервизии. В доинформационную эпоху профессиональное сообщество было вынуждено меняться в связи с внешними влияниями, в постиндустриальном обществе оно трансформируется изнутри. Постиндустриальное общество отличается тем, что каждый индивид имеет приоритет гражданской позиции и выстраивает свою идентичность в отношении к обществу. Это и позволяет профессиональному сообществу быстрее адаптироваться по внутренним причинам. Каждый член профессионального сообщества сам является членом гражданского общества и способен быстрее принимать необходимые для развития решения.