Перейти к основному содержанию

Ковалишина М. С. Мифы о супервизии

МИФЫ О СУПЕРВИЗИИ

Ковалишина М. С.

Обсуждая тему мифов о супервизии, уместно будет подчеркнуть ценность супервизии, как процесса преодоления профессиональных затруднений специалистов и инструмента профессионального роста. Неоднократно в разных источниках отмечается, что супервизия необходима специалисту на протяжении всей его деятельности. Прохождение супервизии повышает эффективность работы специалиста, позволяет определить границы профессиональной компетенции, найти и лучше использовать свои потенциальные возможности в терапии. И, тем не менее, существуют определенные мифы, которые мешают во всей полноте осознать важность супервизии и сделать ее неотъемлемой частью своей профессиональной практики. В этой статье представлены наиболее распространенные мифы, а также сделана попытка взглянуть на существующие представления о супервизии с другой точки зрения.

 1) Если я расскажу о своих затруднениях, то тем сам признаю свою некомпетентность и буду выглядеть некомпетентным в глазах коллег.

Этот страх достаточно распространен среди специалистов, не только начинающих свою деятельность, но и имеющих обширную практику. Преодолеть этот страх помогает понимание сути процесса супервизии, которая как раз и состоит в том, чтобы помочь специалисту выявить и устранить причину затруднения. Знание и соблюдение правил, работа в рамках запроса специалиста, предоставляющего случай, обеспечивает ощущение безопасности и защищенности всех участников процесса. В результате специалист получает именно ту информацию, которая необходима для преодоления затруднения и улучшения качества своей работы.

Осознание причины своего затруднения ставит меня наравне с моими коллегами по уровню компетентности, а в некоторых случаях и выше.

2) Я психолог, психотерапевт, поэтому сам смогу разобраться (из-за чего процесс терапии не продвигается, по какой причине клиенты уходят и т. д.)

Несомненно, в большинстве случаев так и происходит. Мы сами корректируем стратегию своей работы, анализируем ошибки и довольно успешно. Но далеко не каждый специалист способен вовремя распознать и осознать контрпереносные реакции на клиента, которые существенно влияют на процесс терапии. И тогда специально организованное пространство супервизии и взгляд со стороны участников, не вовлеченных в процесс терапии, может оказаться полезным.

Я психолог, психотерапевт, и именно поэтому понимаю ценность супервизии, помогающей взглянуть на то, что происходит в терапии, с разных точек зрения.

3) Совет опытного коллеги тоже является супервизией.

Наверняка, каждый из нас хоть раз спрашивал совета при работе с трудным случаем. Вот только отсутствие четких правил при таком общении не гарантирует отсутствие этических нарушений, например, соблюдение конфиденциальности и анонимности. Или превращение беседы во взаимный обмен трудностями: «Да, у меня тоже сейчас такой сложный случай!» Некоторое снижение эмоционального напряжения, возможно, и произойдет, а выявление истинной причины затруднения останется под вопросом.

Супервизия в специально организованном пространстве создает безопасные условия для разрешения затруднений специалиста, при этом, не являясь личной терапией или обучением.

4) Супервизия – дорогое удовольствие, особенно для начинающего специалиста.

Стоимость супервизии на сегодняшний день колеблется в широком диапазоне. И совсем не обязательно выбирать самого дорогого супервизора. К тому же, существует не только индивидуальная, но и групповая супервизия.

А отсутствие супервизии может привести к тому, что дорогим удовольствием будет не только супервизия.

5) Мне может помочь только супервизор, работающий в той же модальности.

Супервизор, работающий в той же модальности, конечно, может помочь. Но не стоит забывать и о возможностях полимодальной супервизии. В полимодальной супервизионной группе представлен широкий спектр модальностей, что является большим ресурсом, так как даже профессионал высокого уровня не владеет всеми техниками и направлениями, а возможность увидеть проблему с разных точек зрения зачастую является важным этапом профессионального роста специалиста.

Реальному клиенту все равно, в какой модальности работает Ваш супервизор. Полимодальная супервизия является отличной возможностью быстро и качественно улучшить процесс терапии.

На секции по полимодальной групповой супервизии на IV Съезде психотерапевтов, психиатров, психологов и консультантов СФО коллегами был предложен еще один миф, который сформулирован следующим образом:

6) При проведении групповой супервизии в условиях небольшого города невозможно сохранить конфиденциальность и анонимность. Клиент будет узнаваем, даже при условии смены имени и фамилии.

Повысить степень конфиденциальности и анонимности поможет расширение выбранных для изменения критериев узнаваемости клиента: фамилия, имя, отчество, возраст, место проживания. При изложении случая уместным будет предупреждение участников о том, что любые совпадения являются случайными.

Я, как профессионал, могу менять данные клиента таким образом, чтобы обеспечить анонимность и конфиденциальность предоставляемого случая.

В заключение нужно отметить, что в статье представлен далеко не полный обзор мифов о супервизии. На наш взгляд, это достаточно краткий перечень. Возможно, вы обнаружите свои личные мифы о супервизии, и их осознание будет шагом к вашей еще большей профессиональной успешности.

Литература

  1. Кулаков С. А. Супервизия в пихотерапии. - Спб: «Вита», 2004. - 128 с.
  2. Лях И. В. Полимодальная супервизия: практика для практиков// Сборник материалов международного форума специалистов помогающих профессий «Профессионализм специалиста помогающих профессий: супервизия, личная терапия, теория и навыки». – Новосибирск, 2014. – с.75—85.
  3. Этический кодекс супервизора. [Электронный ресурс] / Сайт Ассоциации Супервизоров. – Режим доступа: http://www.supervis.ru/content/1609369756-eticheskiy-kodeks-supervizora. Дата обращения: 17.10.2014.